Грехнёв Вадим Сергеевич

Ученая степень: 
доктор филос. наук
Ученое звание: 
проф.
Должность: 
Профессор

В 1967 закончил МГУ, в 1972 – аспирантуру философского факультета.
Работал ассистентом в педагогическом институте Орска (1967-1969 гг.), старшим преподавателем Московского автомобильно-дорожного института (1973-1979 гг.), с 1979 г. – доцент, а с 1996 по 2008 гг. – профессор кафедры социальной философии  философского факультета МГУ. С 2009 г. – профессор кафедры философии образования. В 2000-2018 гг. работал по совместительству профессором кафедры философии Московского государственного лингвистического университета.
Докторская диссертация «Социально-психологический фактор в системе общественных отношений»(1988). 
Научные интересы концентрируются в области социальной философии, философии образования, психологии и педагогики. Особое внимание уделяется вопросам методологии познания развития общества и института образования в связи с проблемами их исследований, находящимися на стыке философии с общей и социальной психологией, с историей, социологией, теорией культуры и педагогикой. В.С. Грехнев исследует различные аспекты жизнедеятельности и общения людей, в своих работах раскрывает общие и частные закономерности условий формирования и развития личности человека и его духовности. На основе разведения объективных и субъективных условий и факторов динамики современных общественных процессов им предлагается и обосновывается теория выявления конкретных механизмов действия и развития систем образования, определения степени выраженности и значимости образованности в деятельности и общении различных социальных субъектов, а также возможностей и способов их регулирования и саморегулирования. Показывается место и влияние разнородных укладов, уровней и способов образования в разных сферах жизни людей, анализируются условия возникновения и снятия противоречий во взаимодействии группового и индивидуального, массового и специализированного сознаний людей, общественной психологии и идеологии, форм обыденного и теоретического знания. 
Принимал участие в работе Московского (1993 г.), Стамбульского (2003 г.), Сеульского (2008 г.) и Афинского (2013 г.) Всемирных философских конгрессов, а также всех философских конгрессов России.
Член диссертационных советов Д 501.001.16 в МГУ имени М.В.Ломоносова (до 2017 г.) и Д 212.203.02 в Российском университете дружбы народов (по настоящее время).

На кафедре философии образования читает общепрофессиональные дисциплины:

  • Педагогика (бакалавриат, направления подготовки «Философия» и «Религиоведение»);
  • Педагогика в высшей школе (магистратура, направление подготовки «Философия»);​

дисциплины специального модуля:

  • Исторические формы образовательных систем;
  • Антропологические аспекты философии образования;
  • Психологические основы образовательного процесса.

Также читает межфакультетский курс (МФК) «Личность и её мир общения: современные практики и тренды развития».

Основные публикации:

  • Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1985. 184 с.;
  • Личность в социалистическом обществе. (В соавт.: Демин М.В. и др.) [глава «Взаимосвязь общественной и индивидуальной психологии»]. М,: Мысль,1988. С.161-184;
  • Культура педагогического общения. М.:Просвещение, 1990. 144 с.;
  • Философия ХХ века. (В соавт.: Добрынина В.И. и др.) [главы: «Философская антропология», «Экзистенциализм», «Философия глобальных проблем», «Философские школы марксизма»]. М.: Знание России, 1997. 288 с.;
  • Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты // Вопросы философии. 2002. № 7. С.178-182;
  • Общественная психология как форма духовной жизни людей // Философия и общество. 2006. № 3. С.25-45;
  • Информационное общество и образование // Вестник МГУ. Сер. 7. Философия. 2006. № 6. С.88-106;
  • Социальная философия. Учебный словарь (В соавт.: Гобозов И.А. и др.). М.: Академический Проект, 2008. 367 с.;
  • Психологизм в философском исследовании общественных процессов // Вестник Моск. гос. лингвистического ун-та. Выпуск 11(617). Философия и культурология. С.27-39; 
  • Воспитание, его необходимость и особенности осуществления в высшей школе. // Философское образование. Вестник Ассоциации философских факультетов и отделений. 2013. № 4. С.81-95; 
  • Философия образования. М.: Юрайт, 2016. 311 с.
  • Педагогическое учение философии Гельвеция. // Социально-гуманитарные знания. 2016. № 1. С.227-233;
  • Социальная философия. (В соавт.: Гобозов И.А. и др.) 2-е изд, испр.и доп. [ главы: «Социальная философия как форма знания и познания»; «Проблема человека в социальной философии»; «Феномен политики»]. М.: Юрайт, 2017. 430 с.
  • Философия и её дисциплинарная дифференциация // Философия и общество. 2017. № 2. С. 28-39;
  • Feeling of Human Safety and education // Norwegian Journal of development of the International Science. Oslo, Norway. 2017. № 5, part 2. P.66-67.

 

Расписание консультаций: 
Среда, 14.30-16.30 (Г-359)