Грехнёв Вадим Сергеевич

Ученая степень: 
доктор филос. наук
Ученое звание: 
проф.
Должность: 
Профессор

В 1967 закончил МГУ, в 1972 – аспирантуру философского факультета. 
Работал ассистентом в педагогическом институте Орска (1967-1969), старшим преподавателем Московского автомобильно-дорожного института (1973-1979), с 1979 – доцент философского факультета МГУ, с 1996 – профессор.
Докторская диссертация «Социально-психологический фактор в системе общественных отношений»(1988). 
Научные интересы концентрируются в области социальной философии, психологии и педагогики. Особое внимание уделяет исследованию проблем духовного развития человека и общества и вопросам методологии социального познания, в частности вопросам, находящимся на стыке философии с общей и социальной психологией, с историей, социологией, культурологией и педагогикой. В его трудах разрабатываются психологические аспекты различных форм жизнедеятельности и общения людей в обществе, раскрываются общие и частные закономерности соотношения материальных и духовных условий развития человека и его культуры. На основе разведения объективного и субъективного общественно-психологического факторов им предложена и обоснована концепция выявления конкретных механизмов действия и развития массовых психологических процессов и состояний, определения степени их выраженности и значимости в деятельности и общении различных социальных субъектов, а также возможностей и способов их саморегулирования. Он показал место и влияние разнородных психологических явлений в разных сферах жизни общества: в политике, духовном развитии, воспитании и обучении, проанализировал условия возникновения и снятия противоречий во взаимодействии группового и индивидуального, массового и специализированного сознаний людей, общественной психологии и идеологии, форм обыденного и теоретического знания. 
Принимал участие в работе Московского (1993), Стамбульского (2003) и Сеульского (2008) Всемирных философских конгрессов, а также всех философских конгрессов России. 
Является членом диссертационных Советов по философским наукам в МГУ имени М.В.Ломоносова и Российского университета дружбы народов.

Основные публикации:

  • К вопросу о специфике социально-философского исследования// В. МГУ, Сер. «Философия».1982, № 5;
  • Социально-психологический фактор в системе общественных отношений. М., 1985;
  • Общественная психология и духовный мир человека. // Становление личности в общественном процессе. М.. 1985;
  • Научно-технический прогресс и человеческий фактор.//В. МГУ. Сер. «Философия».1986.№ 4;
  • Взаимосвязь общественной и индивидуальной психологии.// Личность в социалистическом обществе. М.,1988;
  • Материальные основы общественной формации.// Общество как целостное образование. М., 1989;
  • Культура педагогического общения. М., 1990;
  • Современная эпоха и реалии становления всемирно-исторического мышления. // Социальная философия в конце ХХ века. М., 1991;
  • Харизматическое сознание в политическом выборе России.// В. МГУ. Сер. «Соц. -полит. исследования».1993. № 6;
  • Основы философских знаний. (В соавт.). М., 1995;
  • Философия и философствование в учебной аудитории.// Проблемы преподавания философии в высшей школе. М.,1996;
  • Философия ХХ века. (В соавт.) М., 1997.
  • Феномен политического терроризма.// Философия и общество.1997.№ 2;
  • Субъекты истории.//Там же.1998.№ 3;
  • Этносы как общности людей.// Там же.1999.№ 4;
  • Социальная философия как форма знания и познания.//Там же.2000.№ 3;
  • Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты.//В.Ф.2002.№7;
  • Социальная философия. Учебник. (В соавт.) М.,2003;
  • Философия. Энциклопедический словарь. (В соавт.) М., 2004;
  • Философия. Учебник в двух частях.Изд.2-е, испр. и доп. (В соавт.) М.,2005;
  • Общественная психология как форма духовной жизни людей. // Философия и общество.2006.№ 3;
  • Информационное общество и образование. // В.МГУ. Сер. «Философия».2006. № 6;
  • Philosophy in solving the problems of education in modern world.// The World Congress Proceedings. Vol. 4. Philosophy of Education. Ankara, 2006;
  • Качество философского образования и возможные способы его контроля.// Проблемы контроля качества образования в области философии. М., 2007;
  • Социальная философия. Учебный словарь (В соавт.) М., 2008; и др.
  • Общество как развивающаяся система; Субъекты истории и побудительные силы их действий; Человек как личность. // Философия. Учебник в 2-х частях. Изд. 3-е, испр. и доп. Московский госуд. лингвис. ун-т. Москва: Рама. 2009;
  • Образование в современных процессах социализации человека.// Наука – Творчество – Образование. Сборник научных трудов международной теоретико-практической конференции. Ульяновск., УГТУ., 2009;
  • Социальное пространство быта. Философия и общество, № 2, 2009;
  • О философии образования. // Вестник Российского философского общества № 2, 2009;
  • Дидактика в современном межкультурном диалоге. // Философия и социальная теория. Сборник статей выпуск 6. Под ред Г.Г.Кириленко. М., Полиграф-Информ, 2009;
  • Ценностные основания процессов образования и образованности людей в современном обществе. Философия и общество, 2010, № 3.
  • Качество философского образования и возможные способы его контроля // Философское образование. Вестник ассоциации философских факультетов и отделений. Методические записки. Вып.5. М.-СПб, 2010
Расписание консультаций: 
Среда, 16.40-18.00 (Г-359)