Кузнецова Татьяна Викторовна

Ученая степень: 
доктор филос. наук
Ученое звание: 
проф.
Должность: 
Профессор
Подразделение: 

 

Профессор Т.В. Кузнецова - член редколлегии журнала «Вестник Московского университета», «Философия и общество», заместитель председателя диссертационного совета – эстетика, философская антропология, философия культуры. Заместитель председателя московского отделения философского общества РФ. Член профсоюзной организации философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

Она исследует следующие проблемы эстетики:

Спецкурс «Парадигма народности в эстетической теории»: Народность – понятие эстетики и философии культуры. Исторически его формирование связано с именами Дж. Вико, И.Г. Гердера, Г. Гегеля. Идея народности была ключевой для «золотого века» русской культуры. Но сохраняет ли оно значение в наше время; в чем ее основные черты? Эти и другие вопросы рассматривает курс. Подробно освещается представление о народности в России и в духовно-эстетических традициях других стран. Каковы формы и жанры народного искусства? Каковы концептуальные предпосылки идеи народности? К каким выводам мы придём, рассматривая народность искусства как социально-эстетическую категорию и выявив роль народности в аспекте ее значимости для современной социокультурной ситуации? 

Спецкурс «Феномен моды: эстетика и диалектика» нацелен на исследование и обоснование моды как одного из главных механизмов, призванных организовывать жизнь социума и регулировать в нем поведение людей. В чем сущность феномена моды? Каковы её структурные  характеристики в контексте культуры? Что характеризует феномен моды как предмет эстетического исследования? 

Курс лекций «Эстетика моды» нацелен на представление моды с точки зрения философско-эстетического анализа современной культуры и искусства. В рамках спецкурса предпринимается попытка ответить на вопрос:  какова социокультурная роль моды? В чем заключается значимость моды современной социокультурной ситуации? Как охарактеризовать эстетическую концепцию феномена моды и эстетики моды применительно к  языковому сознанию и культурной картине мира? Мода задаёт принципиально новые способы жизнетворчества. Современность становится синонимом модности. 

Курс лекций «Эстетика повседневности»: социально-эстетические аспекты «обыденной реальности», — попытка выявления роли эстетики повседневности и стиля жизни в современной социокультурной ситуации. Изучение эстетики повседневности, «прочтение» истории повседневности через материальную культуру и быт Западной Европы в эпоху Возрождения и в Новое время. Формирование представлений об эстетике повседневности и стиле жизни как неоднозначных социально-эстетического феноменах современной культуры и искусства; представлений об эстетике повседневности как социально-эстетическом явлении и «обыденной реальности» из обыденного мира; о роли эстетики повседневности в аспекте ее значимости для современной социокультурной ситуации. Рассмотрение стиля эпохи, воплощающего в себе определенные типологические принципы построения культурной общности и многообразие стилевых проявлений. Человек в современной культуре становится частью информационных эстетических потоков, которые направляют и формируют его повседневную жизнь.

Спецкурс «Эстетика универсального и эстетика своеобразия» нацелен на выявление особого эстетического отношения человека к окружающему миру. Студентам в продолжение курса предлагается проследить историческую эволюцию идеи народности искусства, с тем, чтобы раскрыть теоретический объем понятия «народность» в социокультурных контекстах, осмыслить идеи народности искусства. Формируется представление о эстетике универсального и эстетики своеобразного как парадигмах эстетического мышления, рассматривается связь эстетики своеобразия с категорией народности искусства. 

Спецкурс «Эстетико-культурный анализ значений концепта популярной культуры» нацелен на обоснование понятия популярной культуры как феномена, обладающего историей становления, семантикой, философско-эстетическим содержанием и функциональной средой. Спецкурс исследует эстетико-культурный анализ значений концепта популярной культуры, проводится философско-эстетическое осмысление и анализ значений концепта популярной культуры и категории «народность». Рассматривается парадигма популярной культуры, значение концепта популярной культуры как социально-эстетической категории. Студенты формируют представление о парадигме народности в России и в мировом культурно-историческом контексте. Выявляется роль популярной культуры и категории народности в аспекте её значимости для современной социокультурной ситуации. 

Профессор Т. В. Кузнецова автор более 70 статей, под её руководством по разрабатываемым проблемам эстетики защищено 10 диссертаций на соикание учёной степени кандидата философских наук. Среди них соискатель историк моды Александр Васильев.